END
396 год до н. э.
Олимпийская эстетика
в поэзии, скульптуре
и керамике
После завершения игр победитель получает право на возведение статуи. Скульптуры тех, кто выигрывает больше трех раз, появляются в пантеоне главного храма. Полисы также с особой гордостью ставят на городские площади своих победителей. О том, насколько важна эта процедура, рассказывает легенда Астиола из Кротона. Шестикратный чемпион игр в беге, после первой Олимпиады он стал выступать за Сиракузы, и рассерженные граждане Кротона разрушили возведенную в его часть статую, а покинутый дом атлета превратили в тюрьму.
Первая классическая скульптура, изображающая человека в движении, также появляется благодаря Олимпиаде. Скульптор Мирон создает «Дискобола» в середине V века до н. э. Схваченный в бронзе момент броска будет будоражить древний мир еще тысячу лет. Вместо затерявшегося оригинала
до нашего времени дойдут сотни копий, раскиданных по территории всего античного мира. Помимо скульптуры Олимпийские игры находят свое отражение в древнегреческой вазописи. Подробные сцены спортивных состязаний и детали ритуала — один из основных сюжетов, украшающих красно-черную керамику. Сосуды различных размеров и предназначений расходятся по городам Эллады, чтобы пересказать жителям полисов историю побед и поражений художественным языком.
Спортивное и культурное наследие транслируется в будущее через эстетику всесторонне развитого
и гармоничного человека, запечатленного в поэзии, скульптуре и керамике. Вместе с эстетикой окончательно формируется и дух классических Олимпийских игр, выраженный в пяти принципах: добродетель, честная игра, честь, свобода и мир. Олимпиада становится основным центром культурной коммуникации — вскоре на ее универсальном языке заговорит вся Римская империя.
Симбиоз культуры и спорта создает универсальный язык коммуникации, понятный прошлому и настоящему
Экехейрия — традиция установления мира во время проведения Олимпийских игр. Хранителями традиции были жители города Элиса. Именно отсюда гонцы разносили по всей Греции весть о приостановлении войн и обещали всем свободным жителям Эллады безопасное путешествие на игры в течение месяца. Экехейрия стала важным инструментом политической коммуникации и объединения Древней Греции.
Вскоре в программу игр попадают артистические состязания. Трубачи и герольды соревнуются в музыкальном искусстве. Писатели и поэты развлекают зрителей между дисциплинами, читая вслух свои произведения. Древнегреческий поэт Пиндар в 467 году до н. э. посвятит Олимпиаде следующие строки:
Лучше всего на свете
— Вода;
Но золото,
Как огонь, пылающий в ночи,
Затмевает гордыню любых богатств.
Сердце мое,
Ты хочешь воспеть наши игры?
Не ищи в полдневном пустынном эфире
Звезд светлей, чем блещущее солнце,
Не ищи состязаний, достойней песни,
Чем Олимпийский бег.
Олимпийская традиция продолжается уже больше четырех веков. Из локального события, объединявшего Пелопоннес, игры превращаются в фестиваль, который охватывает не только Древнюю Грецию, но и ее колонии. Теперь Олимпиада — дело чести каждого крупного полиса, а для должного проведения состязаний между воюющими городами устанавливается обязательный мир.
По примеру Олимпийских игр проводятся другие общеэллинские соревнования: в Дельфах, Коринфе
и Немее.
Место проведения игр, Олимпия, становится религиозным центром Древней Греции. Главный храм украшает одно из семи чудес света — статуя Зевса Олимпийского, созданная афинским скульптором Фидием из золота, драгоценных камней и слоновой кости. Тех, кто ни разу не видел статую, греки считают несчастными. Скульптура в целом приобретает статус главного изобразительного искусства античности. Красота тела, пойманная в застывшей кинетике, не только символизирует высшую точку развития культуры, но и превращается в язык коммуникации. Благодаря сохранившимся в пыли времен статуям мы можем судить о том, как и с каким размахом проходили Олимпийские состязания.
За четыре столетия вырабатываются основные правила Олимпиады. В играх участвуют только мужчины, говорящие по-гречески. К V веку до н. э. в списке состязаний уже 50 дисциплин.
В отличие от современных игр античные атлеты соревнуются обнаженными. Так спортсмены демонстрируют Зевсу, судьям и публике свою силу и исключительное право на участие
в состязаниях. Чтобы не сгореть на солнце, они втирают в кожу оливковое масло и обсыпают
ее мелким песком. Эстетика обнаженного тела и физической силы оказывается самым эффектным средством коммуникации Олимпийских игр и поражает своей красотой до сих пор.